Психологические особенности заикающихся

Психологические особенности заикающихся …По мнению Р. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость. Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей Х. В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы С. В основу принимается наличие логофобий С. Павлова , разная степень болезненной фиксированности на своем недуге В.

Заикание. Новый психологический способ лечения 17

Коррекция заикания Читать далее: Пути преодоления заикания у дошкольников 6. Нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, в силу чего ребенок находится в постоянном нервном напряжении. Все перечисленные и многие другие неблагоприятные факторы в той или иной степени ослабляют нервную систему ребенка и делают ее менее устойчивой, более ранимой.

Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия). дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п.

Является чем-то средним между первыми двумя типами. Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи: Форма Характеристика Неврозоподобная форма. У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить; Невротическая форма логоневроз.

Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс. Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке. Но в состоянии психоэмоционального напряжения незнакомые люди, публичное выступление им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

На базе клинических наблюдений и экспериментальных исследований разрабатывается представление об объективной дифференциации клинических форм заикания. Исследователи выделяют две клинические формы заикания — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами Ковалев В. Неврозы в клинике пограничных психических состояний рассматриваются как психогенно-реактивные функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности.

Различают острую и хроническую психические травмы. Под острой психической травмой понимают сильный, внезапный, как правило, однократный психический шок, вызывающий сильную эмоциональную реакцию.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом.

Были проведены длительные наблюдения за поведением заикающихся. Физиологические и психологические основы заикливой речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте. Однако такое утверждение не может быть применено ко всем заикающимся детям младшего возраста. Однако это не является обязательным. Обычно мать такого ребенка говорит, что ребенок заикается только тогда, когда волнуется. По внешним признакам они ничем не отличаются от детей их возраста.

Заикание - когда нужен комплексный подход - Причины

К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильного напряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновение сопутствующих движений связано с иррадиацией распространением нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи.

Естественно, что наличие сопутствующих движений существенно утяжеляет общую картину заикания. Вегетативная нервная система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. В норме ее нормальное функционирование регулируется корой головного мозга.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. . Страх речи. (О нарастании симптомов невроза навязчивых состояний).

Заикание, его причины и проявления 2. Пути преодоления заикания у дошкольников 2. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности.

Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации. Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других — даже не сформированы.

Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5]. Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами.

Дать характеристику психических (вторичных) симптомов заикания

Заикание, его причины и проявления 2. Пути преодоления заикания у дошкольников 2. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.

признак заикания– страхперед речью– логофобия, страх перед определенными духовная иличная жизнь разлаживается из-за навязчивой идеи,что.

Дать характеристику физических первичных симптомов заикания. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это самый основной признак заикания, без наличия которого не приходится говорить о данном речевом расстройстве. Судороги бывают двух видов — тонические и клонические. Тонус — это стойкий, длительный спазм мышцы, приводящий к длительной задержке,"застреванию" на одном звуке. Клонус — это многократно повторяющиеся непродолжительные судорожные сокращения речевых мышц, приводящие к непроизвольному многократному повторению одного и того же звука или слога: Нередко оба эти вида речевых судорог наблюдаются у одного и того же ребенка.

В зависимости от преобладания тех или иных судорог принято выделять тоническую, клоническую, и смешанную формы заикания. К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильного напряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновение сопутствующих движений связано с распространением нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи.

Заикание: формы, симптомы, основные пути коррекции

Заикание, его причины и проявления 2. Пути преодоления заикания у дошкольников 2. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности.

Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.

Причины и проявления заиканияПроблема заикания занимает умы не одного случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), . С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью ( логофобию).

Заикание отличается от тахилалии, нарушения координации речи, обусловленное чрезвычайной торопливостью. Также заикание отличается от нарушений речи органического характера, в частности при поражении речевой зоны, при них отсутствуют судорожные задержки, спазмы речевой мускулатуры и страх речи. Чисто невротические, то есть психогенные формы например, истерическое заикание встречается довольно редко, как правило, только у взрослых людей.

У заикания преимущественно невротической природы отмечаются следующие клинические особенности — человек не испытывает проблем с речью, когда остаётся один, при пении и шепоте. Заикание наступает лишь в напряженных эмоциональных ситуациях, требующих от человека осуществления громкой речи, чаще в обстановке, которую он оценивает, как ответственную. При органическом заикании характер нарушения речи не зависит от ситуации.

В синдроме заикания в разных соотношениях представлены моторные, речедвигательные и психопатологические нарушения. Причинами возникновения невротического заикания могут являться: Особенности воспитания, например, чересчур жестокий, подавляющий, авторитарный стиль. Психотравмирующие событие, вызвавшее сильный испуг, или длительная стрессовая ситуация. Трудности в межличностных отношениях, связанные со следующими личностными чертами у человека: Моторный компонент заикания — речевые судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппаратах.

В зависимости от преобладающего типа судорог выделяют артикуляционное, голосовое, дыхательное заикание и смешанные формы.

Заикание у детей

Логофобия страх речи при заикании теги логофобия, рекомендации Довольно часто у людей, имеющих проблемы с речью, возникает желание вообще не разговаривать. Человек просто боится заговорить и обнаружить свой недостаток. А так молчишь, и никто ничего не замечает. В данном случае это не золото, а дешевая подделка, бижутерия. По мнению некоторых исследователей логофобия это не столько следствие заикания, а чуть ли не основной его патогенетический механизм.

Заикание – сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее Наибольшее число заикающихся детей встречается в начальных классах . образования: клонические (навязчивое повторение стереотипных болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Были проведены длительные наблюдения за поведением заикающихся. Физиологические и психологические основы заикливой речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте. Однако такое утверждение не может быть применено ко всем заикающимся детям младшего возраста. Однако это не является обязательным. Обычно мать такого ребенка говорит, что ребенок заикается только тогда, когда волнуется.

По внешним признакам они ничем не отличаются от детей их возраста. Следовательно, и запинки в речи у заикающихся проявляются чаще, потому что динамический стереотип речи в это время не срабатывает. Дети этой подгруппы начинают очень быстро реагировать на свой речевой дефект. Однако это внешнее благополучие обманчиво. Но вот любая экзогенная вредность испуг, болезнь, конфликтная ситуация может провоцировать заикание. Что касается страха речи, то он носит неосознанный характер тревоги, а иногда выражается своеобразной реакцией — отказом от речи.

Личностные качества школьника подвергаются значительным изменениям в связи с новой обстановкой: Сам процесс обучения, необходимость отвечать урок перед всем классом, перед учителем — все это сверхраздражители для заикающихся.

О психологических особенностях заикающихся детей и подростков

Типы заикания На сегодняшний день ученые выделяют три основных типа заикания. Первый тип характерен для людей с дефектом нервной системы. Причин такого заикания предостаточно. Это может быть и родовая травма, и частые болезни в первые годы жизни, и наследственная предрасположенность. При обследовании у невропатолога у такого ребенка находят различные отклонения вплоть до признаков повышенного внутричерепного давления , хотя внешне малыш будет выглядеть вполне здоровым.

С. С. Ляпидевский страх перед речью определяет как «типичный симптом заикания» [7]. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх.

Речевая тревога и страх речи. Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей.

Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает. Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей. Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи. Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств.

Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги. Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи.

ЧАСТЬ 4. Что делать

Это объясняется, с одной стороны, доминирующей в отечественной литературе трактовкой его патогенеза как системного речедвигательного невроза Мясищев В. Однако у некоторых больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин 2,2—5,3: Определяясь в значительной степени конституционально-средовыми факторами личностные акцентуации, психопатические черты характера, психотравмирующие обстоятельства , психопатологические расстройства с логофобией, стоящей в их центре, способствуют формированию таких черт в характере заикающихся, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость и др.

Моторный компонент при заикании представлен речевыми судорогами в артикуляторном, голосовом и дыхательном аппаратах. Судороги речевых мышц могут быть клоническими несколько коротких повторных судорог, приводящих к повторению звуков, слогов, реже слов и тоническими в виде длительной задержки речи. В случае большей выраженности того или иного вида судорог говорят либо о тоноклоническом, либо о клонотоническом заикании.

Логофобия, или глоссофобия (от др.-греч. — слово, речь, или др.-греч. — язык) — навязчивый страх перед речью, связанный с Специалисты выделяют три главные формы заикания: Первая — невротическая.

Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, изучение их дисгармоничного развития. Причины и проявления нарушений темпа и ритма речи и комплексный лечебно-педагогический подход к их преодолению. Заикание, его причины и проявления 2. Пути преодоления заикания у дошкольников 2. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации. Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми.

У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других — даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности.

Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5]. Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами.

Техника речи и правильное дыхание. Искусство речи / VideoForMe - видео уроки